Аскетизм и духовное развитие личности

Духовный путь через призму крайностей

Аскетизм — это отказ от всего лишнего, всего что является и проявляется как удовольствие. Однако, у такого отказа есть обратная сторона — крайняя неудовлетворенность, которая порождает страдания и боль на тонком и грубом уровнях ума.

Аскет, как это водится обычно, накладывает на себя специфические обязательства или отказывается от чего-либо, ради достижения мистического опыта и сил.

Аскетизм в христианстве

Мы можем следовать духовному пути лишь не впадая в крайности. Развращенный гедонизм и суровый аскетизм являются двумя крайностями. Одно дает пресыщение телом изнуряя дух наслаждениями, другое ослабляет физическое тело, лишает его основы для духовной практики. И поэтому мы не можем глубоко уходить в аскетические практики, ведь они изнуряют тело и лишают его энергии. В то время как эта самая энергия может быть как раз так нам необходима в крайней точке, когда силы на самом исходе. Нам необходим баланс сил и энергии, поэтому суровый аскетизм, с уходом в крайности не подойдет для духовной практики.

Что можно считать практиками сурового аскетизма?

Возникает резонный вопрос: «А, что можно считать практиками сурового аскетизма?»

К практикам сурового аскетизма (суровой аскезы) можно причислить различные практики самоистязания: ношение тяжестей, длительное стояние на одной ноге, отсутствие сна, отсутствие сексуальной жизни, длительная голодовка (сухая и мокрая) или питание по минимуму, хождение нагишом и тд и тп.

Суровый аскетизм голодание ради земных искушений
Суровый аскетизм голодание ради земных искушений

Суровыми практиками отличались в Древней Индии — Риши и Ачарьи, согласно Ведам они специально истязали себя предаваясь аскезе ради достижения сиддхи и сансарических благ, даваемых милостью ведических богов: Шивы, Брахмы и Индры. Это (изнурение плоти и садизм над собой ради земных благ или сиддхи), как правило, для них заканчивалось очень печальными последствиями, (и весьма странно то, что этот опыт, не стал нравоучением для последующих поколений индуистских ведических Риши и Ачарьев), ведь духовное это духовное, а самсарическое — это суть страданий.

Ведийские риши и ачарьи аскетизм

Приемлемые формы аскетизма для духовной практике

Тогда возникает следующий вопрос:

«А существуют ли и есть ли вообще, какие-либо приемлемые формы аскетизма для духовной практике?» Или все, что существует неприемлемо для духовной личности и самосовершенствования на духовном пути.

Ответ прост:

«Если ваш аскетизм не лишает физическое тело всего необходимого, то вы можете его практиковать без лишних проблем и без беспокойства».

Поэтому вы можете практиковать все то, что не наносит вред вашему физическому телу, вашему организму и уму. Все то, что не приведет вас к помешательству, психическим расстройствам и к тому что ухудшит ваше общее состояние здоровья. Это так называемые практики умеренного аскетизма. Сюда могут входит такие практики как: длительная медитация, сон по деревом, хождение босым без обуви, закаливание организма солнцем, жарой и холодом и тп.

Правильный аскетизм это

Правильный аскетизм или, еще так называемый, здоровый аскетизм — это просто минимализм и отказ от всего того, что вам не нужно и не потребуется, в основном он касается приобретения и ношения вещей, но может касаться также и сна, семейной или сексуальной жизни, а также еды и прочих благ, которые сопровождают нас, но в большинстве случаев являются излишними, так как не используются нами.

Реклама